Вы можете связаться с нашими менеджерами по телефону или отправить заявку ниже

 
КПД бизнеса: Концепция-Проект-Дизайн

Дизайн студия салонов красоты

info@mikele.ru
(495) 926 63 31
 
Заказать обратный звонок
Москва, Енисейская ул., д.1
 

Особенности планирования подсобных помещений. Оригинальные решения

Предлагаемая Вашему вниманию статья опубликована в Журнале "Красивый бизнес" №2, 2013 г.. Воспроизводится с официального согласия редакции журнала.

Автор: Михаил Нечаев

«Подсобные» – не значит второстепенные!


При создании салона красоты в первую очередь, как правило, возникают представления о будущем интерьере, во вторую – об аппаратах и специалистах и пр. При этом очень мало кто из инвесторов задумывается над вопросом эффективного использования пространства, начисто забывая о вспомогательных помещениях. А ведь они должны быть в салоне, причем в достаточном количестве, как того требуют нормативы. Как вписаться в нормативы и сэкономить площадь? Как определить необходимое количество площадей и от чего можно отказаться? При этом самая главная задача – добиться оптимального баланса соотношения производственных помещений (там, где мы принимаем пациентов, то есть зарабатываем деньги) и непроизводственных (вспомогательных) помещений, которые порой необходимы только для получения согласований и разрешения на деятельность, а потом используются явно не по назначению, которое было указано в проектной документации.
Часто сталкиваясь с экспертизой различных проектов, созданных дизайнерами, архитекторами, строителями, я вижу замечательный результат их работы: великолепные интерьеры, фасады, козырьки, входные группы и вывески. Зоны ожидания и зоны встречи пациентов, функциональные, оснащенные по последнему слову современных технологий кабинеты, пространства спа и велнесс, уютные и располагающие к релаксу зоны отдыха, но…
Приведу пример распределения и использования площадей салона красоты в помещении общей площадью 200 кв. м (здесь и далее мы говорим о модели комплексного предприятия, объединяющего в себе бытовые и медицинские услуги – Табл. 1).
Всю вашу заботу о комфорте клиента, созидании неповторимой атмосферы и интерьера может уничтожить «тетя Дуся» с ведром и шваброй, появившаяся на пути клиента в самый неподходящий момент. и это при том, что у наших замечательных клин-менеджеров (уборщиков) теперь практически всегда азиатские черты лица и, в отличие от уборщиц советского периода, они более аккуратны, учтивы и старательны.
Решение проблемы заложено во внимательном прочтении СанПиН на стадии проектирования и закладки некоторых их очень важных требований в проект.
Целесообразно закладывать в планировку помещения для хранения уборочного инфентаря (прямое указание на это есть в СанПиН). Похоже, сейчас никому не надо объяснять, что негигиенично воду после мытья полов выливать в унитаз в туалете для клиентов, как, впрочем, и в туалете для персонала. Для этого должно быть отдельное помещение с напольной раковиной, хотя некоторые из вас, читая эти строки, вспоминают про своих уборщиц... Но не будем о грустном...
Для того, чтобы избежать таких ляпов, и существует профессия ТЕХНОЛОГ. Это инженер, задача которого – при проектировании объекта учесть нормативы и задачи бизнеса и организовать пространство так, чтобы и добиться соблюдения нормативов, и допустить «малые шалости», но чтобы в итоге и предприятие было допущено к работе, и все задачи бизнеса по использованию пространства были учтены.
Итак, задача технолога состоит прежде всего в том, чтобы, имея концепцию БИЗНЕСА, максимально выгодно использовать имеющиеся пространства помещения, то есть определить баланс основных (производственных) и вспомогательных (служебных и технических) помещений.

ТАБЛИЦА 1

Некоторые пояснения к данным таблицы:

1.  «Химичим» с парикмахерским залом. На 1 рабочее место парикмахера норматив требует 8 кв. м при условии расположения моечной зоны в составе общего зала. Таким образом, на 4 рабочих места необходимо помещение 32 кв. м – не многовато ли? Заявляем в проекте 3 рабочих места, получаем зал 24 кв. м и в нем одно место организуем «по факту» как резервное.
2.  Педикюрный кабинет объединяем с маникюрным. Оборудуем маникюрное рабочее место отдельной вытяжкой и получаем возможность заявить все услуги, связанные с уходом за руками и ногами, в ОДНОМ кабинете.
3.  Стерилизационная – здесь без выдержек из СанПиН не обойтись.

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10: п. I.5.8 «В кабинетах, где проводится обработка инструментов, следует предусматривать отдельную раковину для мытья рук или двугнездную раковину (мойку)»; п. II.2.26 «Стерилизация изделий в неупакованном виде допускается только при децентрализованной системе обработки... Все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению. Запрещается перенос их из кабинета в кабинет».

4.  Постирочная – тут всё просто и понятно.
5.  Склад – добавим 2 кв. м, никогда не помешает!
6.  Объединяем дезсредства и уборочный инвентарь, нормативы это допускают.

ДИАГРАММА 1

ДИАГРАММА 2

В результате «прокачки» приведенного распределения площадей в салоне освободилось пространство 40 кв. метров. Согласитесь, это немало. При подборе помещения, если платить арендную плату или выкупать помещение, – существенная экономия. В случае если помещение уже приобретено и делается проект, можно добавить как минимум 3 (!) дополнительных кабинета для обслуживания клиентов.
Но я хочу привести вам примеры того, как можно использовать это освободившееся пространство в целях повышения уровня сервиса в вашем салоне, а значит, повысить класс вашего предприятия.

 

1. Предусмотрите отдельное место для приготовления горячих и холодных напитков для ваших клиентов. Это может быть как отдельная комната, так и организованная в холле буфетная для самообслуживания (см. иллюстрации).  
2. Готовить кофе и чай в комнате персонала на сегодняшний день неактуально; к тому же, я уверен, вы не хотите, чтобы ваш персонал пил за ваш счет дорогой кофе и хороший чай.

 

 

 

 

 

Но не делайте, пожалуйста, вот так 

 

 

 

 

 

 

 

3. Предусмотрите дополнительную, внутреннюю зону отдыха – для отдыха клиентов между процедурами и после них, то пространство, где они не будут пересекаться с входящими с улицы людьми, как в зоне ресепшен
4. Увеличьте зону продаж – магазина «много» не бывает!

 

 

 

 

Всё остальное – в ваших руках. Ищите, дерзайте и реализуйте задуманное. И не забывайте: главная задача – сделать так, чтобы каждый квадратный метр площади приносил максимум прибыли и чтобы таких метров было больше, чем пустых и бесполезных.