Вы можете связаться с нашими менеджерами по телефону или отправить заявку ниже

 
КПД бизнеса: Концепция-Проект-Дизайн

Дизайн студия салонов красоты

info@mikele.ru
(495) 926 63 31
 
Заказать обратный звонок
Москва, Енисейская ул., д.1
 

Современная классификация салонов.

Предлагаемая Вашему вниманию статья опубликована в Журнале "Красивый бизнес" №2, 2007 г. Воспроизводится с официального согласия редакции журнала.

Автор: Игорь Пинский

Современному российскому салонному бизнесу вот уже полных 12 лет. Многое было пережито за это время, и, казалось бы, всем давно стало понятно, что без знаний – никуда. Но, тем не менее, еще многие управляющие и владельцы салонов не владеют базовой теорией салонного бизнеса, не знают элементарных основ и в результате продолжают допускать ошибки при проектировании, строительстве, обустройстве салонов, при разработке концепций, решении маркетинговых задач и кадровых вопросов.

Знание же теории позволяет решать не одну конкретную задачу, а целый перечень проблем, избегать типовых ошибок, которые впоследствии очень трудно и дорого, а частенько, будем откровенны, просто невозможно исправить, что в результате может привести, да и приводит, к разорению салонов.

В предлагаемой статье я хотел бы подробно остановиться на основе основ – на теории классификации салонов красоты, знание и понимание которой поможет многим руководителям правильно выстроить свой бизнес.

В докладах на конференциях, на занятиях в бизнес-школах, в публикациях в СМИ всё еще встречается трехуровневая классификация салонов, которая условно делит предприятия индустрии красоты на три категории: "эконом", "бизнес" и "VIP".

Откуда она взялась? Вспомним, что было в СССР: "социальные" парикмахерские и салон красоты "Чародейка" на Калининском проспекте (ныне Новом Арбате) в Москве, где цены были выше. Я помню, в обычной парикмахерской мужскую модельную стрижку делали за 40 копеек, а в "Чародейке" перед свадьбой я сделал прическу за 3 рубля 50 копеек.

А что было в регионах, помните? Заводские парикмахерские, где за час могли сделать до 10 мужских стрижек на потоке, а маникюр укладывался в 25–30 минут; обычные парикмахерские, расположенные на окраинах и в центральных частях городов, и салоны красоты, как правило, расположенные исключительно в центре города, самые модные и престижные для посещения. Таким образом, общество само собой было разделено на 3 условные категории граждан: рабочие, служащие, а также управленцы и академическая элита.

В начале перестройки общество стало постепенно еще больше расслаиваться. Социальные перемены в нашей стране привели к тому, что кто-то терял все сбережения, а на кого-то резко обрушивалось "богатство". Оставшись ментально на том же уровне, новоиспеченные "богачи" были вполне удовлетворены качеством обслуживания традиционных парикмахерских и салонов красоты, а веяние создавать в салоне VIP-кабинеты или зоны VIP-обслуживания в парикмахерских было воспринято многими на ура. Да и не были вовсе эти VIP-зоны обслуживания "ноу-хау", а пришли к нам из нашего "социалистического" прошлого, где в элитных салонах красоты (да и во многих парикмахерских) зачастую работал как минимум один мастер (по-современному – VIP-мастер), к которому и запись была только "из своих", и обслуживали по отдельному прейскуранту (определенная ставка сверх официального прейскуранта, часть которой мастер отдавал директору). Но если на ранних этапах развития бизнеса VIP-кабинеты работали, то сегодня ситуация коренным образом изменилась, а кабинеты эти остались.

Сейчас бессмысленно в салонах эконом-класса делать VIP-кабинеты. Ну, только если это единственный салон в городе, который обслуживает всех – и богатых, и бедных, тогда, наверное, можно сказать, что данный подход вполне обоснован. Хотя где вы видели город с одним салоном? В основном же салонный бизнес развивается довольно быстрыми темпами, строятся и открываются новые салоны, но почему-то ДО СИХ ПОР многие из них созданы всё по той же схеме: салон "для всех" с территорией для VIP-обслуживания. Не понимают владельцы, что клиентам необходимо давать возможность выбора, что "богатые" не ходят в салоны для "бедных"! Почему не понимают? Потому что НЕ ЗНАЮТ и, как следствие, НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ в своей работе теорию классификации салонов красоты.

Сегодня трехуровневая классификация не в состоянии адекватно характеризовать всё многообразие действующих на рынке салонов. Общество расслаивается, и наш бизнес должен точно подстраиваться под это. И поэтому на основании трехуровневой классификации, которую наиболее полно представил М.Ю.Сергеев, пришлось создать пятиуровневую классификацию.

Итак, давайте разберемся, как выглядит современная классификация салонов красоты (понятно, что здесь под "салонами красоты" подразумеваются и СПА-салоны, и фитнес-центры, и медклиники). Эконом-класс остался. Бизнес-класс разделился на бизнес-класс и Престиж-класс. VIP-класс разделился на люкс-класс и VIP-класс.

Но как определить, к какому классу относится салон красоты? 
Главные критерии, или "классообразующие" признаки, по которым определяется класс салона, – это перечень услуги уровень сервиса. Всё остальное – следствие этих двух характеристик. А что такое услуги и сервис? Это работа на клиента – то, что называется клиентоориентированной концепцией бизнеса. При этом в широком смысле под сервисом понимаются не только такие услуги, как чай, кофе и т.п., но и уровень комфорта, который оценивается везде: как в зоне ожидания, так и в кабинетах, в рабочих зонах и санузлах, то есть во всем салоне. Соответствующий клиентоориентированный уровень сервиса обеспечивается соответствующим классу салона дизайном, включая выбор мебели, а также продуманными инженерными решениями, например качественной вентиляцией для создания комфортной атмосферы отдельно в каждой зоне салона.

Еще одна характеристика категории салона – цена на услуги. Следует обратить внимание наотносительный (районный для крупных городов или региональный), а не абсолютный уровень цен. Ведь цены на услуги в салоне люкс-класса в центре Москвы могут отличаться (зачастую и отличаются) от цен салона люкс-класса в любом региональном центре, хотя по остальным характеристикам это будут салоны одного класса. Следовательно, нужно понимать, что данная характеристика категории салона относительна. Можно сильно ошибиться, классифицируя салон исключительно по ценам на услуги. К слову, эксклюзивный уровень цен в VIP-салоне не всегда означает "заоблачность" цен на услуги: он именно эксклюзивный, т.е. некоторые услуги в частном закрытом клубе могут быть и бесплатными!

Получается, салон "для всех" сегодня открыть уже не получится, работать не будет. Сегодняшняя тенденция рынка – выдерживание класса, соответствие определенному (выбранному) классу во всем. Бессмысленно делать шикарный дорогой дизайн в салоне эконом-класса, это не добавит необходимого количества клиентов, чтобы оправдать такие затраты. С другой стороны, претендуя на престиж-класс, недопустимо не иметь фирменной одежды для персонала. На вопрос одного из директоров салона: "Где же все-таки расположить аквариум?" – пришлось ответить встречным вопросом: "А сколько аквариум привлечет новых и удержит существующих клиентов?". Так вот, современный инвестор отличается тем, что задается вопросом: "Нужны ли эти затраты, или это модная блажь?" 

Предлагаю инвесторам проектируемых салонов отметить в таблице свое представление о будущем салоне во избежание возможного кризиса, заложенного уже в самом проекте. А управляющим действующих салонов предлагаю оценить свой салон и выявить "узкие места", которые и отпугивают современного клиента. Надеюсь, это поможет вам лучше понимать бизнес-процессы в вашем салоне и эффективно ими управлять. Кроме того, классификация – это инструмент оценки любого действующего салона. Она применяется в случае необходимости рестайлинга/реинжиниринга собственного салона и для разработки программы антикризисного менеджмента. К тому же бланк классификации – необходимый маркетинговый инструмент владельца для анализа окружающей конкурентной среды, то есть для анализа существующих салонов с целью выявления потенциальных конкурентов и создания собственного оригинального бизнес-проекта.

Хочу отметить, что в приведенную таблицу можно добавить еще несколько позиций-характеристик, например: "используемые косметические средства", "используемое оборудование", "рекламные носители" и многое другое, однозначно зависящее от класса салона и определяющее его класс.

И напоследок несколько примеров.

В Примере № 1 приведена таблица, заполненная известным московским стилистом, планирующим открыть салон Престиж-класса.

 

Спрашивается, какой же салон получится при таком наборе характеристик? В лучшем случае – "три звезды". Однако можно открыть салон, например, Престиж-класса, а сервис взять из более высокого класса. Почему? Просто потому, что это не потребует существенных дополнительных инвестиций. Ведь вы же не планируете закупать другой, более высокий класс оборудования или делать дизайн более высокого уровня. Вы просто можете организовать в своем салонеболее высокий уровень организации работы с клиентом, и это будет серьезным конкурентным преимуществом перед салонами того же класса.

В Примере № 2 приведена таблица для такого салона, который составит конкуренцию и салону люкс-класса.